25 лучших пальчиковых игр для детей 1-7 лет

Содержание:

Простые упражнения

Прежде чем приступать к имитации потешек, следует провести подготовку – родители могут воспользоваться поглаживанием, легким массажем, сгибанием и разгибанием пальчиков и кистей рук. Далее следует приступать к имитации форм предметов и животных.

Здесь можно прибегнуть к простым приемам:

  • елка – ладошки друг к другу, затем основания кистей раздвинуть в стороны, оставляя совмещенными на верхушке пальчики, локти при этом висят в воздухе, максимально отодвинувшись от тела;
  • корзинка – ладошки смотрят на малыша, затем они соединяются и прогибаются, отправляя пальчики вверх (необходимо создать форму чашечки), локти также держатся на весу;
  • колокольчик – руки располагаем ладонями вниз, пальчики сцепливаются между собой, затем средний опускается вниз для вращательных движений (через некоторое время пальчики меняются);
  • домик – ладони друг к другу, расставить основание кистей, соединив большие пальцы (это домик с крышей), затем правый средний пальчик поднять вверх (это труба), а мизинцы сложить вместе (они должны образовать ровную линию для имитации балкона);
  • птичка – перекрестить на основании кистей руки тыльными сторонами, поднимаясь вверх, сгибать пальцы, создавая видимость летящей птицы.

Что это такое

О пальчиковой гимнастике можно сказать просто – это набор упражнений, выполнение которых помогает развить мелкую моторику рук. Эта система означает – это точное отображение взаимодействие всех систем организма. В данном случае говорят о зрительной, нервной, костной и мышечной системе. Представленные достижения дают возможность выполнять кропотливые движения пальцами и кистями, а это неоценимая польза для будущего чистописания.

Гимнастикой важно заниматься с ребенком чуть ли не с рождения. Здесь выделяют пассивные и активные упражнения

Активные – это работа взрослых. Это они должны выполнять массаж ладоней малышу, сгибать и разгибать его пальчики и прочее. Пассивные действия – это уже работа самого крохи, который повторяет за взрослыми, имитируя указанные ему движения.

Пальчиковые игры: для чего нужны

Пальчиковые игры — это не только отличный способ развлечь малыша, пообщаться с ним и укрепить вашу связь, но и замечательный способ развития мозга и мелкой моторики. Многие не догадываются, что знаменитая «сорока-ворона», которая «кашу варила, деток кормила» — это раннее развитие, которое было придумано задолго до того, как о нем широко заговорили. Возможно, родители интуитивно чувствовали, что ребенку нужны пальчиковые игры.

Такая игра — это еще и мини-спектакль, который «оживляет» героев стихотворения или сказки, развивает воображение и подходит для совместной деятельности мамы, папы и непоседливого малыша.

Кроме того, работа мозга ребенка напрямую связана с его опытом тактильных ощущений. Именно, поэтому, маленькому ребенку до года рекомендуют почаще давать трогать или проводить его ручкой по разным текстурам — шерсть, песок, камушки, пшено, вода… Для ребенка — это способ начать познавать удивительный окружающий мир.

Пальчиковая гимнастика для ребенка 1-1,5 года в стишках

Годовалый малыш уже способен выполнять свои действия осознанно. У него наблюдается усовершенствование действий, которые он освоил ранее, их обобщение и перенос на другие объекты. Ребенок уже использует вещи целенаправленно – берет и отпускает игрушки и предметы, начинает орудовать ложкой, чтобы самостоятельно кушать, пьет из чашки.

В этом возрасте начинается интенсивное развитие всех пальцев, а также противопоставление большого пальца другим. Помочь крохе в этот непростой период способны пальчиковые игры:

Пальчиковый театр. Такая игра понравится крохам. Для проведения нужно смастерить фигурки кукол или животных и нацепить на каждый пальчик. Или нарисовать на пальцах забавные рожицы и дать им имена.

Таким образом можно рассказывать любимые сказки («Колобок», «Репка») или придумать сценку самому.

  • Игра «Дом». Ее проводят вместе с малышом, рассказывая стишок и на каждой фразе выполняя то или иное действие. Сначала крохе нужно помогать, выполняя нужные движения его руками, далее ребенок запоминает, что нужно делать, когда звучит определенная строчка стишка.

    Я хочу построить дом, – Малыш складывает руки домиком и поднимает над головой.Чтоб окошко было в нем, – Из пальчиков обеих рук нужно сложить круг.Чтоб у дома дверь была, – Ребенок ставит ладони перед собой и распахивает их.И чтобы сосна росла. – На одной ручке нужно растопырить пальцы.Чтоб вокруг забор стоял, пес ворота охранял. – Кроха соединяет руки в замок и показывает круг.Солнце было, дождик шел, – Сначала ребенок показывает солнышко, растопырив пальцы и подняв руки вверх, а дальше опускает вниз, делая встряхивающие движения.И тюльпан в саду расцвел. – Малыш соединяет ладошки и медленно их разводит в стороны.
    Пример пальчиковой игры

  • Игра-считалочка «Зима». Принцип проведения тот же, что и в предыдущей игре – мама рассказывает стишок, а малыш выполняет определенные действия.

    Раз, два, три, четыре, пять – Кроха по очереди загибает пальчики.Мы во двор пошли гулять – Двумя пальцами (средним и указательным) «идет» по столу.Баба снежную лепили – Обеими руками «лепит» снежный комочек.Птичек крошками кормили – Ручкой показывает, как сыпет корм.С горки мы потом катались – Указательным пальцем 1 руки проводит по ладони другой.А еще в снегу валялись – Ладошки кладет то на одну, то на другую сторону.Все в снегу домой пришли – Отряхивает ручки.Съели суп, и спать легли – Берет воображаемую ложку в рот, а потом складывает ручки и кладет их под голову.

Пальчиковые упражнения – несколько полезных идей

от победителей конкурса  нашей Интернет-Мастерской развивающих игр «Через игру – к успеху!»

Татьяна Смирнова.

1. Игра «Спираль» для развития мелкой моторики и тактильных ощущений.

Игра «Спираль»- носит соревновательный характер — чья бабочка раньше доберётся до цветка. «Не ползёт и не бежит — над цветком она кружит. За витком идёт виток — вот и села на цветок!» Идею этой игры Татьяна взяла из книги «Логопедические игры с мячом» Т.А. Воробьевой и О.И. Крупенчук.

Игра сделана из ситца с синтепоновым наполнителем. Спираль  — из шерстяных ниток крючком. Цветок и бабочка выполнены из клеенки и украшены пуговицами и бисером. По спирали можно катать шарик разными пальчиками.

2. Пособие – дорожка со съемными буквами.

Прокатывая мячик ребёнок читает слова то в одну, то в другую сторону. Примеры слов: казак потоп, мадам, комок, заказ, топот, доход.

Мария Трагарюк. Огородик.

Лепка – это занятие, которое очень хорошо развивает пальчики. Вот какой огородик из самозатвердевающего пластика вылепила Мария с  дочкой. Макет – огородик для игр.

Ольга Маханева. Ведерко для пальчиковых игр с прищепками и мозаикой.

С другими работами и идеями участников Мастерской Вы можете познакомиться в нашей группе Вконтакте «Развитие ребенка от рождения до школы» (фотоальбомы группы).

 О том, как развить ручную умелость у детей и подготовить руку к письму Вы узнаете из статьи » Подготовка руки к письму» — система упражнений, тесты, задания

Еще интересные идеи для развития мелкой моторики детей Вы найдете в статьях сайта:

Настольная игра — ходилка для развития мелкой моторики детей «Путешествие»- своими руками

Получите  НОВЫЙ БЕСПЛАТНЫЙ АУДИОКУРС  С ИГРОВЫМ ПРИЛОЖЕНИЕМ

«Развитие речи от 0 до 7 лет: что важно знать и что делать. Шпаргалка для родителей». Кликните на ссылку или на обложку курса ниже для

Кликните на ссылку или на обложку курса ниже для

Автор курса — Валасина Ася, кандидат педагогических наук, автор сайта «Родная тропинка»

Пальчиковая гимнастика для детей 3-4 лет

Зайка

Зайка по лесу скакал, (пальчики «скачут» по столу)
Зайка корм себе искал. (пальчиками обеих рук поочерёдно перебираем по столу)
Вдруг у зайки на макушке
Поднялись, как стрелки, ушки. (изображаем ушки ручками)
Шорох тихий раздается:
Кто-то по лесу крадется. (пальчики медленно идут по столу)
Заяц путает следы,
Убегает от беды. (пальчики быстро-быстро бегают по кругу на столе)

Апельсин

Мы делили апельсин! (руки сцеплены в замок, покачиваем)
Много нас, (пальцы растопыриваем)
А он один. (показываем только один палец)
Эта долька для ежа, (пальцы сложены в кулачок, отгибаем по одному пальчику)
Эта долька для стрижа, (отгибаем следующий пальчик)
Это долька для утят, (отгибаем следующий пальчик)
Это долька для котят, (отгибаем следующий пальчик)
Эта долька для бобра, (отгибаем следующий пальчик)
А для волка кожура! (ладони вниз, пальчики растопырены)
Он сердит на нас, беда! (погрозить пальцем)
Разбегайтесь кто куда! (сымитировать бег пальцами по столу)

Улитка

Тычет рожками улитка — (большой палец правой руки придерживает средний и безымянный; указательный и мизинец — прямые)
Заперта в саду калитка. (тычет «рожками» в ладонь левой руки)
Отвори скорей калитку, (левая рука «открывает» калитку),
Пропусти домой улитку (правая рука «проползает»).

Пальчиковые игры для малышей на развитие мелкой моторики

В возрасте 1 года ребенок еще очень мал, чтобы самостоятельно делать движения каждым пальчиком по отдельности, но, если мы хотим развивать мелкую моторику, то без этих игр просто никуда. Поэтому все движения из стишков в этом разделе необходимо выполнять маме пальчиками ребенка. Как правило, в этом возрасте малыши с большим удовольствием наблюдают за интересными событиями, разворачивающимися у них на ладошке:) Нам с Таисией эти игры здорово помогали скоротать время в автомобильных поездках.

Сорока-ворона (водим пальцем по ладошке малыша)
Кашу варила,
Деток кормила
Этому дала, (загибаем большой пальчик)
Этому дала, (загибаем указательный пальчик)
Этому дала, (загибаем средний пальчик)
Этому дала, (загибаем безымянный пальчик)
А этому не дала: (указываем на мизинчик)
«Мал, мал, не хорош! (постукиваем по мизинчику)
Ты водички не принес.
Кыш, пошел!»

***

Этот пальчик – дедушка, (загибаем большой пальчик)
Этот пальчик – бабушка, (загибаем указательный пальчик)
Этот пальчик – папочка, (загибаем средний пальчик)
Этот пальчик – мамочка, (загибаем безымянный пальчик)
Этот пальчик – я, (загибаем мизинчик)
Вот и вся моя семья. (трясем получившимся кулачком)

***

Раз, два, три, четыре, пять, (считаем поочередно все пальчики)
Мы грибы идем искать.
Этот пальчик в лес пошел. (загибаем мизинчик)
Этот пальчик гриб нашел. (загибаем безымянный пальчик)
Этот пальчик чистить стал. (загибаем средний пальчик)
Этот пальчик жарить стал. (загибаем указательный пальчик)
Этот пальчик встал и съел. (отводим большой  пальчик)
Потому и потолстел! (загибаем большой пальчик)

***

Этот пальчик хочет спать, (загибаем большой пальчик)
Этот пальчик – прыг в кровать, (загибаем указательный пальчик)
Этот пальчик уж вздремнул, (загибаем средний пальчик)
Этот пальчик уж уснул, (загибаем безымянный пальчик)
Этот крепко-крепко спит, (загибаем мизинчик)
И тебе он спать велит. (обхватываем кулачок)

***

Где ладошка? – Тут! (открываем ладошку)
На ладошке – пруд. (чертим на ладошке круг)
Палец большой – гусь молодой, (загибаем большой палец)
Указательный – поймал, (загибаем указательный палец)
Средний – гуся ощипал, (загибаем средний палец)
Безымянный – печь топил, (загибаем безымянный палец)
А мизинчик – суп варил. (загибаем  мизинец)

***

Пальчик, пальчик, где ты был? (показываем большой пальчик)
С этим братцем в лес ходил,  (массаж каждого пальца по очереди)
С этим братцем щи варил,
С этим братцем кашу ел,
С этим братцем песни пел,
Песни пел, да играл, (хлопаем в ладоши)
Да всех братцев забавлял.

***

Пальчик, пальчик-непоседа, (разминаем пальцы по очереди, начиная с большого, загибаем их)
Где ты был? Где ты обедал?
С этим братцем ел малину,
С этим братцем ел калину,
С этим братцем – землянику,
А с малышечкой – чернику.

Цель и задачи пальчиковых игр

Основные задачи и цели пальчиковой гимнастики – это развитие мелкой моторики. Хорошо развитая мелкая моторика рук у малыша – это залог правильного и полноценного развития, крепких мышц кисти и рук, способствование развитию речи.

Помимо всего прочего, в будущем ребенок будет крепко держать карандаши, ручки, фломастеры, а также будет иметь красивый, каллиграфичный почерк.

Виды игр разнятся в зависимости от возраста ребенка. Детки до 1 года еще не могут повторять сложные движения и стишки, для них основная гимнастика – это разминка пальчиков руками взрослого и поглаживания ладошек.

С детьми старше 3х лет разнообразие пальчиковой гимнастики становится гораздо больше, ведь в таком возрасте малыши могут не только повторить за вами необходимые движения, но и запоминать и рассказывать стихи, которые проговариваются во время занятий.

Прямая зависимость

Пальчиковая гимнастика – это различные виды массажа, игр, упражнений, направленных на развитие тонких движений рук ребенка. Ведь от того, насколько ловкие его пальчики, напрямую зависит степень развитости психических процессов. Еще наши прабабушки знали, что работа детских пальчиков влияет на развитие интеллекта ребенка, его речи. Вспомним хотя бы потешки про «Сороку-ворону», «Козу рогатую» или «Ладушки» — эти пальчиковые игры, пожалуй, известны каждому.

Итак, что они дают крохе?

Активируют зоны коры его головного мозга, отвечающие за речь.
Помогают формированию четкой, ритмичной речи.
Помогают научиться концентрировать и распределять внимание.
Снимают излишнее нервное напряжение (особенно возникающее во время говорения).
Улучшают память.
Способствуют овладению навыками письма, рисования.
Развивают фантазию, воображение.
Улучшают гибкость и подвижность кистей и пальцев рук ребенка.

Пальчиковые упражнения (или игры) подразделяются на несколько видов в зависимости от возраста.

  1. Упражнения для кистей рук, помогающие научиться расслаблению и напряжению мышц, переключаться с одного положения на другое, развивают подражание. Такие занятия можно проводить примерно с полутора лет, когда ребенок целенаправленно может повторять движения за взрослым и выполнять простые просьбы.
  2. Динамические упражнения учат детей сгибать-разгибать пальчики, координировать точность движений. Такие игры подойдут для младших дошкольников.
  3. Статические игры помогают закрепить уже полученные умения, требуют точности при выполнении. Могут выполняться в среднем и старшем дошкольном возрасте.
  4. Массаж. Развивает сенсорно-тактильные ощущения, помогает снизить тонус мышц и подготовить пальцы к более сложным упражнениям. Массаж можно делать уже с рождения.

Если подобрать или придумать сопровождение к таким действам в стихах, ребенок будет проявлять к ним больший интерес:

Я орех качу-качу,

Свои пальчики учу:

Если будут слушаться,

Все у них получится!

Нужно ли проводить занятия с детьми 4-5 лет?

После 4 лет большинство детей уже разговаривают, они развиты физически, имеют достаточно устойчивую психику. Казалось бы – зачем им гимнастика для пальчиков? Большинство ученых, изучающих деятельность мозга ребенка, отмечают тесную связь между двигательной активностью и речью. Поэтому для правильной работы речевых органов, что способствуют хорошему произношению, требуется постоянное развитие и усовершенствование мелкой моторики и двигательной функции.

Преимущества проведения упражнений для пальчиков для малышей 4-5 лет:

улучшение памяти;
развитие и тренировка способности концентрировать и удерживать внимание;
стимуляция воображения и творческого мышления;
эмоциональная наполненность речи;
освобождение от монотонности речи;
воспитание быстроты реакции;
развитие артикуляции;
разнообразие досуга;
сближение ребенка с родителями.

Кроме того, проведение пальчиковых игр между занятиями по математике или изучению букв помогает снизить умственную и психическую нагрузку, отвлечь и развеселить маленького ученика.

Польза занятий

Пользу указанной гимнастики следует рассмотреть основательно. Здесь выделяют следующие преимущества в регулярных занятиях:

кроха начинает правильно произносить звуки; его словарный запас пополняется новыми словами; происходит тренировка пальцев для письма; появляется возможность получить навыки осознанного самоконтроля; малыш тренирует выдержку, понимает, что такое терпение, может концентрировать внимание на одном предмете в течение длительного времени; малыш учится фантазировать; происходит быстрая адаптация к окружающему, что тяжело осуществляется в случае, если кроха левша. С помощью пальчиковой гимнастики происходит осваивание навыка общения и взаимопонимания без использования слов

Малыш легко представляет формы простых предметов, а также на подсознательном уровне уже может предположить дальнейшие события относительно совершенного им действия

С помощью пальчиковой гимнастики происходит осваивание навыка общения и взаимопонимания без использования слов. Малыш легко представляет формы простых предметов, а также на подсознательном уровне уже может предположить дальнейшие события относительно совершенного им действия.

Пальчиковые игры для дошкольников дают больший результат, если прибегать к ним ежедневно. С малышом можно просто играть, задействовав различные считалки и стишки. С маленькими детьми необходимо заниматься только в том случае, если ребенок настроен на подобные игры. В противном случае все приведет к обязательным занятиям, которые дети выполнять не намерены.

Порядок выполнения

Родителями должны соблюдаться не только правила проведения занятий, но и их последовательность:

  1. Для начала взрослый должен показать все движения без слов.
  2. Затем кроха повторяет каждое движение 2-3 раза.
  3. Далее все действия прорабатываются в требуемой последовательности. Если необходимо проработать сложные моменты, их оттачивают до точного выполнения.
  4. В завершении все действия проделывают еще раз, но уже со словами.

Представленная последовательность соблюдается в точности. Если крохе сразу объяснять движения и слова, у него не сформируется последовательность, он легко запутается. Если ребенок не может воспроизвести требуемые взрослым действия, пропадает желание дальше играть с родителями.

Правила проведения занятия

Помимо ненавязчивости со стороны родителей, существуют дополнительные правила проведения занятий. Здесь необходимо придерживаться следующих рекомендаций:

перед упражнениями требуется подготовить руки – важно выполнить непродолжительные поглаживающие движения, которые разгонят кровь, заставив мышцы работать; выбирайте медленный темп выполнения упражнений, постепенно переходите на более быстрые действия с повторениями до 5 раз; в начале пальчиковой игры все действия рекомендуется выполнять одной рукой, потом второй, и только заканчивать двумя; доброжелательно поправляйте ребенка, если он выполнил движения неправильно; во время работы двух рук они должны нагружаться одинаково; после каждого упражнения требуется расслаблять кисти – встряхивать их или потирать ладошками; отследите, какие игры у ребенка любимые – их выполняйте каждый раз, остальные меняйте с определенной периодичностью; если малыш старается самостоятельно выполнить определенные действия, его необходимо хвалить

Рассмотренными упражнениями в большинстве случаев занимаются в детском садике с воспитателями. Но это не значит, что родители не должны проводить те же действия дома. Тактильный контакт с малышом стимулирует лучшее понимание детей и родителей. Поэтому занятия следует начинать еще в дошкольном возрасте, чтобы взрослея не возникало проблем недопонимания у членов семьи.

Пальчиковая гимнастика для детей 4-5 лет

Чтобы пальчиковая гимнастика привела к положительному результату, рекомендуем проводить их на ежедневной основе. Не нужно заставлять ребенка. Серьезный характер занятий быстро надоедает. Общение должно проходить в игровой форме.

Корзинка с овощами.

Повторяем овощи
Считаем
Как грибочки

Сдобная считалочка.

Муку в тесто замесили

(Двумя руками поочередно разжимает и сжимаем кулачки).

А из теста мы слепили:

(Собираем кончики пальцев в одну точку, затем выполняем хлопок ладошками. Быстро чередуем движения).
Пирожки и плюшки,
Сдобные ватрушки,
Булочки и калачи —
Все мы испечем в печи.

(Из двух кулачков поэтапно раскрываем ладошку).

Очень вкусно!

(Поглаживаем ладошками животик).

Считаем мебель.

Предметы в комнате начну считать:

Кресло, стол, диван, кровать,

Полка, тумбочка, буфет,

Шкаф, комод и табурет.

(На каждый предмет мебели зажимает пальчик).

Много мебели назвал

Десять пальчиков зажал!

(Показать два кулачка).

Зимняя спячка.

Про мишку

Пальчиковая гимнастика для мальчиков.

Мальчишкам

Мамина профессия.

Так вы выучите и профессии

Поздоровайся со мной.

Доброе утро, котенок!

Добрый день, козленок!

Добрый вечер, щенок!

Привет, утенок!

Здравствуй веселый смешной поросенок!

(На каждую строчку разгибаем по пальчику, затем машем ладошкой).

Мир под водой.

Посмотри скорей вокруг!

(Приставляем ладошку по линии бровей).

Что ты видишь, милый друг?

(Ладошками делаем два колечка в виде бинокля).

Здесь прозрачная вода.

Плывет морской конек сюда.

Вот медуза, вот кальмар.

А это? Это рыба шар.

А вот расправив восемь ног,

Гостей встречает осьминог.

(На каждого морского жителя выполняется пальчиковая гимнастика).

Цветочки.

О цветах

Пальчиковая гимнастика для детей 6-7 лет

Игровая пальчиковая гимнастика оказывает стимулирующее действие на речевые функции ребенка и развитие в целом. Детям старшего дошкольного возраста, у которых по разным причинам не сформирована качественна речь, рекомендованы пальчиковые игры. Наша подборка игр поможет ребенку улучшить память, усовершенствовать аналитические способности, улучшить координацию движений.

Полезно для письма

Пятнышки и складочки.

Про животных

Мамины помощники

О помощи

Старушка в избушке.

Для деток

Летящие листочки.

Ветер по лесу гулял,

(Поднять руки вверх и показать, как ветер гуляет волнами)

Ветер листики считал:

Вот дубовый, вот кленовый,

Вот рябиновый, резной,

Вот с березки золотой.

Вот последний лист с осинки

Ветер бросил на тропинку.

(Пальчиковые игры с загибанием на каждый листочек).

Веселая дудочка.

Песенка

Мышка в перчатке.

Проворная мышка

Перчатку нашла.

(Растопырить пальчики как перчатки)

Гнездо в ней устроив, мышат позвала,

(Сложить ладошки лодочкой)

Им хлебные крошки дала покусать,

Погладила всех и отправила спать.

(Показать, как кушают, провести одной ладошкой по второй руке, сложить две ладошки под каждое ушко).

Рыбки в реке.

О рыбках

Муркины котята.

У Мурочки нашей есть десять котят,

Сейчас все детишки по парам стоят:

(Начинается пальчиковая игра двумя пальчиками)

Два толстячка, два бодрячка,

(Показатель два больших пальца)

Два длиннющих, два хитрющих,

(Показать сначала два средних потом два безымянных)

Два маленьких самых и самых смазливых.

(Пальчиковая игра двумя мизинчиками).

История про лилипута.

Жил да был веселый гном

(Показать маленький рост человечка)

С огромными ушами.

(Прорисовать большие уши)

Он на сладкой горе

Дремал под воротами.

(Наклонить голову на ручки)

Вдруг, откуда ни возьмись,

Великан подкрался,

(Приподнять руки высоко над головой)

Отведать гору захотел,

Но только подавился!

(Покашлять и прикрыть ладошкой рот)

Ну а что ж веселый гном?

Спит и спит глубоким сном!

Стишочки

 Мы также расскажем вам:

Виды игровых посиделок

Огромное количество представленного рода игр условно можно разделить на следующие виды:

  • упражнения – это наиболее эффективный вид развития моторики, поскольку представляет собой движение рук и пальцев в соответствии с произносимыми словами (происходит отображение ситуации);
  • театральные сценки – подходят для детей постарше, которые надевают мелкие игрушки одной сказки и начинают вести действие вместе со взрослыми, имитируя игру на сцене;
  • физические упражнения – преимущественно используются в различных настольных играх, к примеру, лепка из пластилина (задача заключается в работе с дополнительными предметами и атрибутикой).

Малыш благодаря представленным занятиям начинает развиваться творчески. Появляется восприятие мира, формируются задатки счета. К примеру, сказка про репку в театральной сценке дает возможность крохе запомнить последовательность и научиться ждать вступление другого героя. Для этого необходимо разделить пальчиковые предметы с героями между родителями и детьми.

Пальчиковая гимнастика для детей 4-5 лет

Влияние пальчиковых игр на развитие дошкольников средней группы (4-5 лет) заключается в следующем:

  • гимнастика стимулирует запоминание и внимательность;
  • во время игры происходит тренировка мелких движений;
  • ребенок учится слушать и понимать, делить слова на слоги и чувствовать ритм;
  • формируются образное мышление и “речевые зоны”;
  • упражнения способствуют снижению напряжения с мышц верхних конечностей.

Имена для пальчиков

В ходе игры ребенку предлагается поочередно поднимать пальцы, сложенные в кулак, в соответствии с текстом:

“Пять пальцев на руке своей

Назвать по имени сумей.

Первый палец, боковой,

Называется большой.

Палец второй – указчик старательный,

И называют его указательным.

Третий твой палец как раз посередине,

Поэтому средний дано ему имя.

Этот, четвертый, зовут безымянный,

Неповоротливый он и упрямый.

Совсем как в семье братец младший – любимец,

По счету он пятый, зовется мизинец”.

На прогулку

Слова Движения
Пошли пальчики гулять Ладони сжимаются в кулаки, большие пальцы двух рук прыгают по поверхности ноги, от бедра к колену
А вторые догонять Указательные быстро перемещаются сверху вниз
Третьи пальчики бегом Средние ритмично передвигаются по ноге
А четвертые пешком Безымянные медленно двигаются от бедер к коленям
Пятый пальчик поскакал Мизинцами имитируются прыжки
И в конце пути упал Выполняются хлопки ладонями по коленям

Что я делала

Текст Действия
Топором дрова колю Ладони соединяются и имитируются действия с топором, руки резко поднимаются и опускаются
А потом пилой пилю Руки двигаются назад и вперед, ладони при этом сложены вместе
Отнесу их бабушке Ладони открываются
Чтобы испечь оладушки Ребенок хлопает в ладоши

Лодочка

При произношении первых четырех строчек потешки ладони нужно соединить лодочкой и выполнить движения, напоминающие прилив волны. Со словами “паруса подниму” следует расположить выпрямленные ладони над головой и изобразить движение волн и рыб, отдельно каждой рукой:

“Две ладошки прижму

И по морю поплыву.

Две ладошки, друзья, –

Это лодочка моя.

Паруса подниму,

Синим морем поплыву.

А по бурным волнам

Плывут рыбки тут и там”.

Мы делили апельсин

Слова Действия
Мы делили апельсин Пальцы рук сжимаются в кулак при произношении каждого слога, а затем разжимаются
Много нас, а он один Пальцы загибаются поочередно, начиная с большого
Эта долька – для ежа,

Эта долька – для стрижа,

Эта долька – для котят,

Эта долька – для утят,

Эта долька – для бобра

Выполняются бросательные движения одной рукой
А для волка – кожура,

Он сердит на нас. Беда!

Ладони обеих рук сжимаются в кулаки и прижимаются к груди
Разбегайтесь кто куда Пальцы бегут по столу или другой поверхности

Наша семья

Слова Действия
1, 2, 3, 4 Выполняются хлопки в ладоши
Кто живет у нас в квартире? Дети поворачивают корпус из стороны в сторону. При этом поднимаются плечи
Всех могу пересчитать:

Папа, мама, брат, сестренка

Кошка Мурка, два котенка,

Мой щегол, сверчок и я

Указательным пальцем пересчитываются названные члены семьи
Это вся наша семья! При произношении фразы по очереди загибаются пальцы рук

Паучок

Слова Действия
Паучок ходил по ветке,

А за ним и его дети

Руки скрещиваются, а пальцы бегают по предплечьям и плечам другой руки
Дождик с неба вдруг полил Кисти опускаются, выполняются стряхивающие движения, как будто льет дождь
Паучков на землю смыл Ладони хлопают по коленям или поверхности стола, стула
Солнце стало пригревать Ребро левой ладони прижимается к ребру правой, пальцы растопыриваются, выполняются покачивающие движения
Паучок ползет опять Повторяются движения при скрещенных руках
А за ним ползут все дети,

Чтобы погулять на ветке.

Пальцы бегают по голове

Шла кукушка

Слова Действия
Шла кукушка мимо рынка Указательный и средний пальцы двух рук выпрямляются, а затем выполняются шаги по столу или любой другой поверхности
У нее была корзинка При помощи двух ладоней формируется ковш
А корзинка на пол – бух! Ладони смыкаются, затем производится легкий удар по поверхности
Полетело десять (девять, восемь, семь…) мух! Прямые руки разводятся в стороны, пальцы шевелятся и изображают летящих мух (количество разогнутых пальцев соответствует тексту)

В понедельник я стирала

Слова Действия
В понедельник я стирала Потереть кулаки друг о друга
Пол во вторник подметала Обе кисти расслабить и имитировать движение веника
В среду я пекла калач Изобразить процесс лепки из теста
Весь четверг искала мяч Правую руку поднести ко лбу и сделать козырек
Чашки в пятницу помыла Ладонь левой руки поставить на ребро и округлить. Указательным пальцем правой руки водить по кругу внутри согнутой ладони
А в субботу торт купила Раскрыть ладони и сложить ребрами друг к другу
Всех подружек в воскресенье

Позвала на день рождения

Помахать ладонями, пригласить людей к себе

Возрастные рамки

Чаще всего в пальчиковые игры играют с малышами от 6 месяцев до 1 года, но такие игры полезны и детям старше трех лет. Обычно они делятся от самых простых до игр посложнее, где ребенку предлагается самому выучить стихотворение. Кстати, если сопровождать стихи небольшим «спектаклем» в виде пальчиковой игры, ребенку будет легче запомнить текст.

Общие правила пальчиковых игр:

Не принуждать ребенка к игре, а заинтересовать его.
Объяснить, что будет происходить, правила игры в доступной для ребенка форме.
Не перегружать ребенка играми. Одна-две игры в день вполне достаточно. Можно больше, если ребенок сам любит и просить играть.
Хвалите малыша за его успехи и не ругайте за неудачи, он только учится.
Играйте увлеченно, с радостью. Даже, если у вас мало времени, пусть это десять минут, но они будут полностью посвящены общению с малышом

Ребенку важно, чтобы какое-то время мама или папа «принадлежали» только ему.

Упражнения для пальчиков Марии Монтессори.

Игры и упражнения Марии Монтессори приобрели сейчас большую популярность, хотя им уже больше века. Много внимания в системе Монтессори уделяется моторному развитию малышей и конкретно развитию мелкой моторики. Эти упражнения для пальчиков —  фактически история пальчиковой гимнастики– то, с чего всё начиналось. В систему Марии Монтессори включены как упражнения со специальными игрушками и предметами, так и бытовые действия в повседневной жизни – такие как чистка ботинок, мытье столов, полив цветов, чистка  металлических предметов (открыть бутылку со средством для чистки, отлить в чашечку, закрыть бутылку, ватой почистить предмет, тряпкой для полировки натереть до  блеска).

Хочу здесь рассказать о нескольких упражнениях для развития мелкой моторики из системы Марии Монтессори.

1)   Рамки с застежками.  Делается деревянная рама, которая обтянута тканью  из двух половинок. Нужно соотнести эти половинки и  застегнуть застежку. К каждой половинке пришита часть застежки. Виды застежек на рамках:

a)   большие пуговицы, b)   маленькие пуговки, c)   кнопки, d)   банты, e)   шнурок, который вдевается в дырочки, f)    шнурок, который наматывается на крючок, g)   крючки и петли, h)   застежки из ремешков, i)   застежки – липучки.

2)   Доска для ощупывания (фактура: крупный – мелкий).

Берется ящик с 10 досочками размера 10 на 9 см, оклеенных наждачной шершавой бумагой разных пяти видов фактуры от крупнозернистой до мелкозернистой (пять пар одинакового вида бумаги). Глаза у ребенка прикрыты повязкой. Он на ощупь ищет пары. Для первых игр нужно взять 2-3 пары дощечек, в дальнейшем их количество увеличивать.

Также можно раскладывать пять дощечек в ряд от самой крупнозернистой поверхности до самой мелкозернистой.

3)  Ящичек с кусочками тканей.

Материал: В ящике находятся пары кусочков ткани разной фактуры (шелк, шерсть, хлопок, искусственное волокно; гладкая и шершавая; жесткая и мягкая; толстая и тонкая; прочная плотная и рыхлая. Задача – выбрать такой же кусочек ткани (найти пару).

Как выполняется упражнение: Способ действия – ощупывание большим и указательным пальцами. Упражнение выполняется с закрытыми глазами.

После выполнения упражнения: Малыш исследует упражнения и ткани вокруг себя – текстиль в комнате, ткани своей одежды – какие они (гладкие или шероховатые, толстые или тонкие).

4)   Вышивание на картоне. Вам понадобятся листочки плотного картона, на которых нарисованы контуры предметов для вышивания. Точками на картоне пометьте места, в которых должен быть прокол иглой. Также Вам нужны шерстяные нитки и толстая игла для ковроткачества.

Сначала малышу помогает взрослый сделать узелок, вставить нитку в иголку, сделать первые стежки. Первые шаги лучше делать рука в руке, потом когда ребенок освоится, можно отпустить его руку. Упражнение сложное для детей, но очень полезное.

Никогда не выбрасывайте такие вышивки малышей, цените их, найдите им применение дома (используйте как закладки, подставочки, открыточки) , ведь они даются ребенку очень не легко!

5)   Коробочка с семенами. В большом отделении коробки лежат семена разных растений (тыква, подсолнух, настурция, арбуз, дыня и другие). В маленьких отделениях прикреплены картинки с изображением этих растений. Ребенок сортирует семена в нужные маленькие отделения коробки. В этом упражнении малыш не только упражняется в сортировке и развивает мелкую моторику, но и знакомится с растениями – как они называются, чем отличаются друг от друга, какие у них семена.

6)   Упражнения с водой.

  • Переливание из заварочного чайника в чашку.
  • Переливание воды в бутылку с узким горлышком с помощью воронки.
  • Поливка цветов из лейки
  • Протирание листьев цветка с помощью губки, смоченной водой (например, листья фикуса).
  • Мытье стола с помощью мыла, губки и щетки (загрязненные места протираются щеткой)
  • Выжимание губки после мытья стола или протирания листьев растений.
  • Взбивание пены с помощью венчика (в воду наливается с помощью пипетки немного жидкого мыла, и оно взбивается в пышную пену).
  • Стирка кукольного белья и кукольной одежды, выжимание и вывешивание сушиться на веревочку с помощью прищепок.

Эти упражнения предполагают четкую последовательность действий и пошаговые инструкции взрослого. Они проводятся не изолированно, а входят в целостную систему развития детей. Их основной принцип – «помоги мне это сделать самому».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector